Сборник сказок "Веселый язычок"

Веселая прогулка (Е. М. Косинова)

 Жил-был Язычок в своем домике. Проснулся он рано утром, открыл окошко, посмотрел, какая погода. А потом опять в домик спрятался. Увидел Язычок, что погода хорошая, и побежал гулять во двор. Только сошел с крылечка, как услышал, что в траве кто-то шуршит. Присмотрелся Язычок повнимательнее: из травы иголки торчат. Это был... ежик. Он бегал в траве по кругу: то в одну сторону, то в другую. Давай покажем, как бегал ежик. Убежал Ежик в клумбу с цветами. Цветочки были такие красивые, что Язычку захотелось их понюхать. Понюхал он один цветок и воскликнул: «Ах, как пахнет!» Понюхал другой и опять воскликнул: «Ах, как пахнет!» 

Ежик. 

У меня в иголках шерстка , И норе запасов горка. Лучше ты меня не трожь! Я - колючий серый еж! О. Перова 

Посмотрел Язычок по сторонам, увидел, что ребята в футбол играют. И захотел присоединиться к ним. Давай и мы вместе с ними поиграем в футбол. 

Футбол 

Во дворе народ толпится. Там идет футбольный матч. И вратарь наш, Генка Спицын, 

Пропустить не должен мяч.  После футбола захотелось Язычку на качелях покачаться: вверх-вниз! Весело качаться с Язычком на качелях! 

Качели

 Сели дети на качели . И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись.

 Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка. Индюк стоял посреди двора и страшно ругался. Давай покажем, как ругался индюк. 

Индюк 

Я - индюк «балды-балда». Разбегайтесь кто куда.

 Испугался Язычок и убежал домой к маме. А в доме пахло чем-то вкусным: это мама готовила тесто для блинов и пирогов. Язычок стал ей помогать месить тесто и скалкой его раскатывать. Давай и мы поможем Язычку. 

Месим тесто. 

Тесто мнем, мнем, мнем, Тесто жмем, жмем, жмем, После скалку мы возьмем, Тесто тонко раскатаем, Выпекать пирог поставим. Раз, два, три, четыре, пять - Не пора ли вынимать?     О. Перова 

Помог Язычок маме тесто месить, и стали они блины печь. Давай покажем, какой у Язычка получился блинчик.

 Блинчики.

 Испекли блинов немножко, Остудили на окошке. Есть их будем со сметаной, Пригласим к обеду маму.   О. Перова 

Стали мама с Язычком блинчики есть со сметаной и ароматным вкусным вареньем, да все губы испачкали. Надо губы аккуратно облизать. 

Вкусное варенье.

 Блин мы ели с наслажденьем - Перепачкались вареньем. Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать. 

Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить. Давай покажем, какая у него была красивая чашка. 

Чашка.

 Вкусных мы блинов поели, Выпить чаю захотели. Язычок мы к носу тянем, Чашку с чаем представляем. 

Попил Язычок чаю из своей красивой чашки, а мама ему и говорит: «Язычок, пора спать!» Перед сном Язычок пошел умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим зубки.

 Чистим зубки. 

 Зубки нужно чистить дважды: Каждое утро и вечер каждый 

Веселый язычок (В.Н. Чернякова) 

Жил веселый язычок, Дети растягивают губы в улыбке, выполняя язычком произвольные движения в быстром темпе. Запирался на крючок. Делают язычок узким, кончик поднимают вверх. Хоть один он проживал, Никогда не унывал. Утром рано просыпался, За зарядку принимался. Руки вверх и руки вниз, Двигают языком вверх-вниз за зубами с постепенным ускорением. А потом ты наклонись. Боковые края языка прижимают к верхним коренным зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние передние резцы. А затем подскоки, бег - Боковые края языка прижимают к зубам, язык широкий, как бы приклеивается к нёбу. Тут совсем не до утех. Узким языком выполняют горизонтальные движения, влево-вправо (темп меняется). Притомился язычок, Даже заколол бочок. Стараются сделать язычок как можно уже. Умываться он пошел, Щетку в ванной он нашел. Кончиком языка за верхними и нижними зубами выполняют движение сверху вниз и наоборот. Зубы чистил, полоскал, Имитируют полоскание ротовой полости. А умылся - засверкал. Кончиком языка облизывают губы. А на завтрак язычок Выпил тепленький чаек Язык широкий, приподнимают его края и образуют небольшое углубление в спинке языка. С вкусным вареньем, Передней широкой частью языка, облизывают то верхнюю, то нижнюю губу. С большим наслажденьем. Улыбаются, сомкнув зубы. Взялся язычок за дело - И работа закипела: Язык широкий, боковые края языка прижимают к коренным зубам, кончиком как бы снизу вверх чистят нижние резцы. Подметал, белил и мыл - Отрабатывают подъем языка и его подвижность. Ничего он не забыл. Широким кончиком языка касаются с продвижением вперед нёба. Прогуляться он пошел, Узким языком выполняют горизонтальные движения влево-вправо (темп меняется). Много он забав нашел: С горки весело спускался, Боковые края языка прижимают к верхним зубам и поднимают переднюю часть спинки языка, упирая его кончик в нижние резцы. На качелях покачался, Двигают языком вверх-вниз с посте- пенным ускорением. На лошадке поскакал, Прижимают язык к нёбу и опускают вниз (щелкают). И ни разу не упал. А потом домой вернулся, Помещают язык в нижнее положение, расслабляют, сжав зубы.  Дверь закрыл и улыбнулся. Опускают язык вниз, зубы сжимают и улыбаются. Наш веселый язычок Славно прожил свой денек: Потрудился, отдохнул, Делают язык широким. Наигрался и заснул. Помещают язык в нижнее положение, расслабляют его, зубы сжимают.

Зоопарк (Е.М. Косинова) 

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит. Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был... бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот. Бегемотики Рот пошире открываем, В бегемотиков играем: Широко раскроем ротик, Как голодный бегемотик. Закрывать его нельзя, Да пяти считаю я. А потом закроем рот- Отдыхает бегемот. О. Перова Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а, ква-а-а. Это были... Правильно, лягушки. Давай изобразим, как лягушки улыбались. Лягушки Подражаем мы лягушкам: Тянем губы прямо к ушкам. Вы сейчас тяните губки - Я увижу ваши зубки. Мы потянем - перестанем И нисколько не устанем. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же... слон! Давай покажем какой у слона хобот! Слон Буду подражать слону! Губы «хоботком» тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это... змея. Давай изобразим змею! Змея Подражаем мы змее, С ней мы будем наравне: Высунем язык и спрячем, Только так, а не иначе. Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке. Лошадка Я - веселая лошадка, Темная, как шоколадка. Язычком пощелкай громко - Стук копыт услышишь звонкий. Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал. Расческа С волосами я дружу, Их в порядок привожу. Благодарна мне прическа. А зовут меня... расческа. Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики! Часики Тик-так, тик-так. Язычок качался так, Словно маятник часов. Ты в часы играть готов? Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики. Шарики Я надул воздушный шарик. Укусил его комарик. Лопнул шарик. Не беда! Новый шар надую я. 

Сказка о лягушке-квакушке и ее веселом язычке (М.В. Рогожникова) 

Логопед. Жила-была на лесной опушке лягушка-квакушка, она была очень забавной, веселой, потому что любила распевать песенку (звучит музыка). Вот сидит однажды лягушка-квакушка и видит бабочек. Спрашивает она их. 

Квакушка. Ква-ква-ква, бабочки, что с вами случилось, почему вы не летаете? Бабочки. Как же мы полетим, лягушка-квакушка, если налетели тучи темные и намочили дождиком наши крылышки? Квакушка. Да, вот если бы ветерок вам помог, только в такую погоду он не дует. Бабочки. Что же делать, кто нам поможет? Квакушка. Не переживайте, бабочки, ребята вам помогут. Они подуют на вас, ваши крылышки и обсохнут. 

Логопед. Нужно сделать глубокий вдох носом и медленный, долгий выдох ртом. Подойдите и встаньте поближе. (Выставляет схему упражнения на дыхание.) Упражнение на дыхание «Подуем на бабочек» Вдох-выдох (дети дуют на бабочек, затем садятся). 

Логопед. Вот и обсохли крылышки у бабочек. Как они красиво летают! Бабочки. Спасибо вам, ребята! И тебе, лягушка-квакушка, спасибо за помощь. 

Квакушка. Ква-ква, пожалуйста. Упражнение «Улыбка» Логопед. Покажите, как улыбнулась лягушка бабочкам? (Счет от 1 до 10.) Дети выполняют. Повернулась лягушка-квакушка, посмотрела на ребят и тоже улыбнулась. Улыбнитесь ей. Квака любит улыбаться, Рот у кваки до ушей, Хоть завязочки пришей. 

Логопед. Сидит лягушка-квакушка на лесной опушке и видит, расцвел красивый цветок, полюбовалась она его красотой: «Ква-ква, какой красивый!» И тоже ему улыбнулась. Улыбнитесь цветочку. (Счет от 1 до 10.) Дети выполняют. Развеселилась лягушка-квакушка и вот запрыгал у нее язычок, вверх-вниз. Покачаемся и мы. Упражнение «Качели» 

Логопед. Улыбнитесь шире: На качелях я качаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз, Я все выше поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз. Устал язычок. Упражнение «Лопатка» Язык лопаткой положи, И немного подержи Язык нужно расслаблять И под счет его держать, Раз, два, три, четыре, пять - Язык можно убирать. Хотела лягушка-квакушка что-то сказать, да только язычок перестал ее слушаться, нужно его наказать. Упражнение «Накажем непослушный язычок» Дети произносят: пя-пя-пя (5 раз). 

Логопед. Захотелось лягушке- квакушке попить чая, а чашечки-то нет, сделаем чашечку. Упражнение «Чашечка» 

Логопед. Язык лопаткой положи, А края приподними, Получилась чашечка, Кругленькая чашечка. Чашку в дом мы занесем. Ее края к зубам прижмем. Попила лягушка-квакушка чай из чашечки, глаза от удовольствия закрыла. И вы глаза закройте. Сидит так лягушка- квакушка, тишину лесную слушает, вдруг слышит ... (включает заводную лошадку) лошадка копытами цокает. Понравился лягушке-квакушке этот звук и давай она цокать язычком, как лошадка. Упражнение «Лошадка» Дети цокают (от 1 до 10 раз). Логопед. Посмотрела лягушка- квакушка по сторонам и вдруг видит: грибок растет, улыбнулась она тогда и сделала язычком грибок. Упражнение «Грибок»

 Логопед. Улыбнитесь шире - сделайте грибок. Гриб-грибок, Масляный бок, Серебряная ножка, Прыгай в лукошко. (Кладет грибок в лукошко и вешает его лягушке на лапку.) Обрадовалась лягушка-квакушка, что грибок в лесу нашла, захотелось ей песенку под гармошку спеть, да только гармошки у нее нет. 

Квакушка. Поиграйте, ребята, на гармошке, а я вам песни спою. Упражнение «Гармошка» Логопед. Улыбнитесь, сделайте грибок, губы в улыбке. (Включает песенку лягушки, дети играют на «гармошке».) 

Логопед. Тут и сказке конец, а кто слушал - молодец! Понравилась вам сказка? Тогда в следующий раз лягушка-квакушка придет и расскажет новую сказку! 

Артикуляционные сказки (Т.В. Мецлер) 

Жил веселый Язычок В маленьком домишке, Превращался во что мог На радость всем детишкам. Вот в лопатку превратился И на губке развалился. Распластался, растянулся И губами улыбнулся. Вот широко рот открылся, Язычок поднялся вверх, Потянулся, изогнулся И стал чашечкой для всех. А теперь Язык наш колкий, Стал он тонкий, как иголка. Язычок свой потяни И иголкой уколи. На тонкой ножке Стоит грибок у дорожки. Язык свой к нёбу прилепляй И грибочек ты срывай. Ходят часики тик-так, Не остановишь их никак. Влево - тик, вправо - так, Тик-так, тик-так. А теперь вот, погляди, - Это скачут лошади. Языком пощелкай ты, Как копытами они. Язычок наш захотел: На качелях полетел! Летят они то вверх, то вниз. Ты вместе с ними прокатись. Очень любит Язычок вкусное варенье, Приготовил он друзьям это угощенье. Варенье приятное, вкусное, ароматное. Язычок подними, варенье с губки оближи. Язык наш змейку не боится, В нее он может превратиться. Вперед-назад, вперед-назад, Не напугает он ребят! Как маляр наш Язычок, Кисточкой покрасил чердачок. Не чердак, а нёбо! У него дел много! Так живет наш Язычок В маленьком домишке, Превращается во все На радость всем детишкам! 

Сказка о Веселом Язычке (Т.В. Мецлер) 

В одном домике, дружок, Живет Веселый Язычок, Ох, и шустрый он мальчишка И немного шалунишка. Приоткрыл Язык окно, А на улице тепло. Язычок наш потянулся, Широко нам улыбнулся. Распластался, как лопатка, Полежал на губе И опять ушел к себе. Затем он решил попить чаю из чашечки. Поел вкусного варенья, облизнулся. Решил Язычок отправиться на прогулку. Сел на свою лошадку и поскакал. Прискакал на полянку, а там грибы растут. Стал он их срывать: один гриб, второй, третий... И вдруг ему навстречу ползет змейка, она не злая, Язычок поиграл и с ней. Скачет он дальше. Видит - маляры красят кисточками дом. Язык превратился в кисточку и помог им. А около дома стояли качели. Язычок покачался на них вверх-вниз, вверх-вниз. Посмотрел он на часики: тик-так, тик-так, пора домой тебе, чудак! По дороге домой Язычок познакомился с лягушкой и слоником. Лягушка научила его широко улыбаться: очень нравится ей тянуть ротик прямо к ушкам! Потянули, перестали, потянули, перестали и ни сколько не устали! А слоник показал, как он играет с хоботком: Подражаю я слону - Губы хоботком тяну. Потянули, перестали, Потянули, перестали И нисколько не устали! Скрылось солнце за горой, Язычок пошел домой. Дверь он запер на замок, Лег в кроватку и умолк. 

Приключения язычка (Е.М. Косинова)

Жил-был маленький Язычок. У него были друзья: лягушка и слоник. Давай и мы будем превращаться то в лягушку, то в слоника. Лягушка и слоник Раз - лягушка с толстым брюшком, Два - большой и добрый слон. Ежедневно на опушке, Посадив ее в кадушку, Как под душем, ту лягушку Поливал из шланга он. У Язычка была любимая кошечка. Когда киска сердилась, то выгибала спинку. Давай покажем, как киска сердилась и выгибала спинку. Киска сердится Выгляни в окошечко - Там увидишь кошечку. Кошка спинку выгнула. Зашипела, прыгнула... Рассердилась киска - Не подходите близко! Возле дома Язычка протекал веселый ручеек. Язычок решил сделать лодочку с парусом и отправить ее в плавание. Лодочка получилась очень красивая, с розовым парусом. Давай покажем, какой был парус у лодочки. Парус Лодочка под парусом по реке плывет, На прогулку лодочка малышей везет. Пустил Язычок лодочку в ручеек, а сам побежал по берегу, чтобы посмотреть, далеко ли она уплывет. Вдруг Язычок увидел маляра, который ярко-синей краской красил крышу дома. Давай покажем, как маляр крышу красил. Маляр Я сегодня утром встал И поселок не узнал: Каждый столб и каждый дом Был покрашен маляром. Если хочешь жить, как в сказке, Позови на помощь краски! Пока Язычок смотрел, как маляр забор красит, лодочка с парусом уплыла далеко-далеко. Бросился язычок догонять лодочку. Вдруг в траве что-то мелькнуло. Остановился Язычок посмотреть и увидел, что это гриб. Давай покажем, какой гриб увидел Язычок. Гриб Под березой у дорожки Гриб растет на толстой ножке. Мимо мы пройти не сможем, Гриб в лукошко мы положим. Насобирал Язычок полную корзинку грибов и вдруг слышит: кто-то стучит. Поднял голову вверх - а это дятел сидит на сосне и стучит по стволу клювом. Давай изобразим, как стучит дятел. Дятел Дятел на стволе сидит, Клювом по нему стучит. Стук да стук, стук да стук - Раздается громкий звук. Послушал Язычок, как дятел стучит, и дальше пошел. Вдруг кто-то тонко запищал над его ухом, и Язычок почувствовал, что кто-то укусил его за брюшко. «Ах ты, злой, проворный комарик!» - закричал Язычок и стал ловить комара. Давай покажем, как звенел злой комар. Комарик Прилетает по ночам, Не дает заснуть нам: Зло звенит, над ухом вьется, Только в руки не дается. Не поймал Язычок комарики и грустный пошел дальше. Вдруг он услышал веселые звуки гармошки. «Интересно, кто это играет? Пойду, посмотрю!» - подумал Язычок и побежал на полянку. Видит, заяц на пеньке сидит и на гармошке веселые песенки наигрывает. Давай и мы сыграем на гармошке. Гармошка Ну-ка, рот пошире, крошки. Поиграем на гармошке! Язычок не отпускаем, Только ротик открываем. Раз, два, три, четыре, пять, Нам нетрудно повторять! О. Перова Сыграл зайчик свою веселую песенку и говорит Язычку: «Помоги мне завести мотор в машине, а я тебе за это дам порулить!» И стал Язычок помогать зайцу мотор заводить. Давай и мы попробуем завести моторчик. Заведи мотор По шоссе машина мчит. Во все стороны рычит. За рулем лихой шофер, «Дын-дын-дын» - гудит мотор. Ну, давай поможем зайке: Заведем скорей мотор. И до солнечной лужайки Довезет его шофер. По ухабам серый зайка - «Дын-дын-дын» - летит вперед, И успеет на лужайке Прополоть он огород. Как Язычок отдыхал на море (Н.В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком. Закончились рабочие деньки, и Язычок решил отдохнуть на море. Он взял надувную резиновую лодку (надуть щеки и удержать под счет до 5), пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8) и широкое махровое полотенце (высунуть широкий язык и удержать под счет до 10). Сел в сказочный вагон и отправился в путь. Быстро летел поезд по рельсам (произносить: «Чух-чух-чух. Ту-туу»). За окошком мелькали деревья (рот открыть, кончиком языка дотронуть- ся до верхних зубов и удерживать в течение 8 секунд), дома (язык опустить и спокойно положить за нижние зубы, рот открыт). Ласково светило солнышко (рот открыт, облизывать губы слева направо). Язычок слушал, как стучат колеса поезда (произносить медленно: «Т-д-т-д- т-д»). Совсем скоро вдалеке показалось синее море (рот широко открыть и удерживать под счет до 8). Поезд подъехал к станции и остановился (вдохнуть носом и медленно выдохнуть: «Ш- ш-ш»). Язычку так не терпелось увидеть море, что он выскочил из вагона и быстро побежал на пляж (улыбнуться, пощелкать языком). Переодевшись в купальник и поставив пляжный зонтик (присосать язык к небу и удержать под счет до 8), Язычок растянулся на махровом полотенце под горячими лучами солнышка (рот открыт, язык сильно вытянуть и коснуться подбородка). Когда животик и спинка немного загорели, Язычок решил искупаться. Быстро разбежавшись, он нырнул в море (три раза щелкнуть языком, затем слегка высунуть изо рта; повторить 5 раз). У Язычка были превосходные ласты, он быстро заболтал ногами в воде (рот приоткрыт, быстро передвигать язык вперед-назад по верхней губе, получается глухой слог «пл»). На дне Язычок увидел черепаху, лакомившуюся морской капустой (двигать нижней челюстью, как при жевании), воздушную медузу (надуть щеки и удерживать в течение 8 секунд), летучую рыбу (рот приоткрыт, высунуть узкий язык, коснуться верхней губы и спрятать в рот; повторить 5 раз) и даже морскую звезду, которая пряталась за камнями (сначала высунуть широкий язык, прижать между нижней и верхней губами, а затем медленно «втащить» язык обратно в рот; повторить 5 раз). Во время отдыха Язычок успел покататься на надувной резиновой лодке (надуть щеки и удержать под счет до 5), собрать красивые ракушки, сфотографировать попугая и жирафа (произносить: «Чик-чик»). Скоро он сел в поезд и поехал домой (произносить: «Чух-чух. Ту-туу»). Язычок смотрел в окошко и улыбался (улыбнуться, показав нижние и верхние зубы), ведь он обязательно приедет сюда еще раз. 

Как Язычок гулял в лесу (Н.В. Рыжова) 

Взрослый выполняет вместе с ребенком. Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизывать губы по три раза сначала слева направо, потом справа налево). От его лучиков стали просыпаться деревья, из- под рыхлого снежка появились первые подснежники (губы сжать, высовывать узкий язык и прятать обратно в рот; повторить 8 раз). Звонко капает капель (улыбнуться, открыть рот, цокать языком). Журчат ручьи (рот открыть, снаружи и изнутри облизывать языком верхнюю губу; выполнять в быстром темпа слышится хлюпающий звук). Язычок надел легкое пальто и отправился гулять в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело) пели птицы. «Ку-ку ку-ку», - куковала кукушка высоко на ели. Как куковала кукушка? (Звукоподражание.) «Д-д-д д-д-д», - стучал дятел по коре дерева, отыскивая маленьких жучков. Как стучал дятел? (Звукоподражание.) «Тви-тви, тви-тви», - быстро проносились ласточки над шумной речкой вдалеке. Все пело и оживало в весеннем лесу Долго ли, коротко ли, но вскоре привела тропинка Язычка на чудесную полянку (открыть рот, высунуть широкий язык и удерживать под счет до 5). Сел Язычок на пенек (улыбнуться, открыть рот, присосать язык к небу и удерживать под счет до 10) и огляделся (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). На полянке расцвело много подснежников. Весенний ветерок (вдохнуть носом и плавно выдохнуть через рот, вытягивая губы вперед, как при звуке [у]; повторить 3 раза) наклонял их то в одну сторону, то в другую (рот открыть, язык тянуть сначала к левой щеке, потом - к правой; повторить 5 раз). Неподалеку Язычок заметил красивую бабочку. Она сначала кружилась в воздухе, а потом села на один из цветков (рот открыть, 3 раза облизать губы слева направо и задержаться на верхней губе; повторить упражнение 5 раз). Язычок долго любовался небесной красавицей. Он успел разглядеть, что у бабочки есть глазки, усики, длинный хоботок тонкие лапки. Скоро тучи закрыли солнышко и стало темнеть (рот открыть и медленно закрыть; повторить 5 раз). Бабочка покружилась над полянкой, словно прощаясь (5 раз медленно облизать губы справа налево) и взлетела высоко в небо. Язычок слез с пенечка и поспешил домой к маме с красивым букетом цветов. Как Язычок лепил снеговика (Н.В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком. Однажды в зимний день Язычок выглянул в окошко (открывать и закрывать рот под счет до 5) и очень удивился. Всё вокруг - и скамейки, и качели, и дорожки - было укрыто белым снегом (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5). Язычок надел теплую шубу, шапку повязал красный шарф и вышел на улицу. Он улыбнулся (широко улыбнуться, показав зубы), посмотрел вверх на солнышко (поднять тонкий язык к верхней губе, удержать под счет до 5), потом вниз на снежок (опустить язык к нижней губе и удержать под счет до 5) и решил слепить снеговика. Сначала он скатал один снежный ком (надуть левую щеку), потом другой (надуть правую щеку) и, наконец, еще один, самый большой (надуть обе щеки и удержать). У Язычка замерзли руки. Он поднес их ко рту и стал согревать (поднести ладони ко рту и тихо произносить: «Ха-ха- ха»). Когда снеговик был готов, Язычок посмотрел сначала наверх (поднять язык к верхней губе), потом вниз (опустить язык к нижней губе), по сторонам (подвигать язык влево-вправо) и призадумался: «Чего-то не хватает». Он достал из кармана две пуговки и вставил снеговику глазки (зажмурить один глаз, потом - другой), из морковки получился длинный нос (высунуть язык и потянуть вперед), из веток Язычок сделал снеговику руки (потянуть язык вправо, потом - влево). Вдруг из-за тучек выглянуло солнышко, и Язычок увидел, как снеговик ему подмигивает то одним глазком, то другим (подмигнуть 5 раз правым глазом, а затем - левым). Вот какого снеговика слепил Язычок! 

Как Язычок пил чай с друзьями (Н.В. Рыжова) 

Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычок давно не видел своих старых друзей, и вот однажды он пригласил их на чаепитие. Язычок взял глубокую тарелку (открыть широко рот и удержать под счет до 5) и стал замешивать тесто (протискивать язык между зубами вперед-назад). Когда тесто было готово, он поставил его на окошко (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Скоро тесто стало подниматься и пыхтеть (набрать воздуха через нос и плавно вытолкнуть через губы; послышится глухой звук [п]). Выложил Язычок тесто на стол и стал лепить пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка). Внутрь каждого пирожка положил Язычок малиновое варенье (облизать губы слева направо и справа налево) и поставил их в печь (открыть широко рот и удерживать под счет до 5). Потом Язычок достал пять красивых чашек (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края - получилась чашечка), налил воды в чайник (улыбнуться и произнести: «С-с-с-с») и поставил на огонь. Быстро закипела вода (улыбнуться и произнесши: «Ш-ш-ш-ш»). Скоро подрумянились и пирожки (высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка). Вдруг кто-то постучал в дверь (произнести: «Т-т-т-т»). Это пришли гости к Язычку: мишутка (надуть щеки и удерживать под счет до 5), лисичка - пушистый хвостик (положить широкий язык на нижнюю губу и 5 раз загнуть кончик кверху), белочка-попрыгунья (улыбнуться и произнести: «Ц-ц-ц-ц»), зайка-побегайка (закусить нижнюю губу, верхнюю губу поднять кверху, обнажив передние верхние зубы). Усадил Язычок гостей за стол и стал их угощать горячим чаем с пирожками (рот открыть, поднять язык кверху и загнуть боковые края - получилась чашечка; затем высунуть широкий язык, поднять края языка и удержать между губами - получилась свернутая трубочка). 

Как Язычок катался на велосипеде (Н.В. Рыжова) 

Взрослый выполняет вместе с ребенком. Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы по часовой стрелке), блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы) и громкий звонок (произнести: «З-з-з-з»). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбнуться и показать зубы). Он осматривал его то с одной стороны, то с другой (двигать языком вправо-влево), то сверху, то снизу (двигать языком вверх и вниз). Первым делом Язычок решил навестить свою бабушку. Он испек для нее сладкие блинчики (открыть рот, высунуть широкий язык и удержать на нижней губе; повторить 5 раз), положил в корзинку (язык спрятать, рот открыть и удерживать под счет до 10), прикрыл полотенчиком (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу, прикрыть верхней губой) и поехал. Быстро крутил педали Язычок (вращать языком по губам сначала по часовой стрелке, затем - против). На улице ярко светило солнышко, и время от времени Язычок закрывал то один глазок, то другой (закрывать поочередно глаза). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо красивых домиков с расписными ставнями (открывать и закрывать рот), мимо широкого пруда (открыть рот и удерживать под счет до 5), мимо стройных берез (вытянуть узкий язык, тянуть вперед; повторить 5 раз). Наконец дорожка свернула влево (вытянуть узкий язык и повернуть влево), и вдали показался домик бабушки (открыть рот и удерживать под счет до 10). Язычок еще быстрее закрутил педали (вращать языком по губам сначала справа налево, потом - слева направо). На пороге домика Язычка ждала бабушка. Она широко улыбалась и махала ему рукой (широко улыбнуться, рот слегка приоткрыть, высунуть язык, слегка загибая его кончик кверху, затем спрятать в рот; повторить 5-6 раз). Язычок нажал на тормоза (произнести: «Ш-ш-ш- ш») и остановил велосипед. Вскоре Язычок и бабушка сидели за столом, попивая чай из больших чашек (улыбнуться, рот открыт, загибать боковые края языка и удерживать под счет до 5; повторить 4-5 раз). Бабушке очень понравились блинчики (высовывать широкий язык и прятать обратно в рот; повторить 5 раз). Язычок рассказал бабушке, что по дороге к ней он видел большой пруд (открыть рот и удерживать под счет до 5), стройные березки (высунуть узкий язык и удерживать под счет до 5), красочные домики с расписными ставнями (открывать и закрывать рот). Бабушка долго слушала Язычка. Скоро наступил вечер. Язычок не заметил, как сначала у него закрылся один глаз (закрыть левый глаз), потом - другой (закрыть правый глаз), и он заснул. Бабушка аккуратно положила Язычка в постельку (улыбнуться и высунуть широкий язык), укрыла теплым, пушистым одеяльцем (прикрыть язык верхней губой) и крепко поцеловала (губы сближены как при поцелуе, удерживать их в таком положении под счет до 10). Спокойной ночи, Язычок! 

Как Язычок работал в саду (Н.В. Рыжова) 

Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Наступил солнечный денек. Язычок проснулся рано (рот открыть, медленно вытягивать язык изо рта, стараясь коснуться подбородка). Он взял с собой ведерко (открыть рот и удерживать в таком положении до 10 секунд), грабли (улыбнуться, протискивать язык между верхними и нижними зубами вперед-назад; повторить 8 раз), лопату (рот открыть, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать под счет до 8) и отправился в сад. Высоко на деревьях звонко пели птицы: «Ци-пи, ци-пи», «Чик-чик, чик-чик», «Зинь-зинь- зинь, зинь-зинь-зинь». Как пели птицы? (Выполнять звукоподражания) От легкого ветерка трава колыхалась из стороны в сторону (улыбнуться, двигать языком вправо-влево). В саду росло много красивых цветов: маки, лилии, ромашки, розы, колокольчики. Язычок подошел к любимым цве- точкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!» Цветы, словно услышав Язычка, закивали в ответ головками вверх-вниз (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв грабли, Язычок стал аккуратно сгребать засохшую траву возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Много было сухой травы и опавших листьев. Язычок вспотел и стал дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, дуть вверх, на челку). Когда около цветов стало чисто, Язычок сложил всю траву в ведерко (рот открыть, высунуть язык, приподнять боковые края языка и втянуть язык в рот; движение напоминает лакание молока кошкой; повторить 8 раз). Потом Язычок взял лопату и стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны). Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (упражнение «Хоботок»: вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3, вернуть в исходное положение; повторить 5 раз), Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»). Поднялись цветы и еще больше раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз). Обрадовался Язычок, что теперь в его саду стало чисто и красиво. Вдруг он услышал, что кто-то жужжит в стороне (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Это была пчела. Она почувствовала сладкий запах цветов и прилетела в сад. Пчелка кружила то у одного цветка, то у другого (рот открыть, вращать языком 3 раза справа налево, потом 3 раза слева направо). Наконец она тихо опустилась на розу, забралась в серединку и стала пить нектар. Отведав вдоволь сладкого сока, пчела еще раз покружилась над цветами и улетела (произнести: «Ж-ж-ж-ж»). Под вечер Язычок заметил, что в саду стали просыпаться кузнечики. Они сидели в траве и громко стрекотали: «Щик-щик, т-т-т, щик-щик, т-т-т». Как стрекотали кузнечики? (Звукоподражание.) Солнышко медленно опускалось за верхушки деревьев, и в саду становилось темнее. Цветы закрыли лепесточки (рот широко открыть, соединить губы и вытянуть вперед трубочкой; повторить 5 раз), наклонили головки и сладко заснули. Еще где-то слышалась одинокая песня кукушки: «Ку-ку, ку-ку ку-ку». Как пела кукушка? (Звуко- подражание.) Язычок прилег на качели и не заметил, как задремал. Он закрыл сначала один глаз (закрыть левый глаз, можно удержать веко пальцами), потом - другой (закрыть правый глаз) и погрузился в сказочный сон. Ночью около Язычка и его любимых цветов кружилось много светлячков, которые словно охраняли чудесный сад (облизать языком губы по 5 раз сначала справа налево, потом - слева направо).

Как язычок ходил в зоопарк (Н.В. Рыжова) 

Взрослый вместе с ребенком выполняет упражнения перед зеркалом Сегодня в город приехал зоопарк, и Язычок очень захотел навестить животных. Он взял с собой морковку для слона (упражнение «Хоботок»: губы вытянуть вперед трубочкой и удерживать под счет до 5; повторить 5 раз), орешков для обезьян (попеременно упираться языком во внутреннюю сторону щек), спелый банан для жирафа (язык свернуть трубочкой и удержать между губами; повторить 5 раз), а еще фотоаппарат. Язычок сел в синий автомобиль и поехал в зоопарк. Быстро летела машина по дороге (вдохнуть носом и коротко, резко выдохнуть через рот, произнося: «Ш-ш- ш-ш»; повторить 3 раза). За окошком ярко светило солнце (вращать языком слева направо, потом - справа налево, по 3 раза в каждую сторону). «Интересно, какие животные приехали к нам из далеких стран?» - думал Язычок и весело улыбался летнему солнышку (улыбнуться, обнажив зубы; повторить 5 раз). Около зоопарка собралось много людей. Все хотели посмотреть на диких животных. Язычок остановил машину (вдохнуть носом и плавно, длительно выдохнуть: «Ш-ш-ш-ш»; повторить 3 раза). Сначала он подошел к клетке со львом. Старый лев, раскинув лапы, нежился на солнышке (открыть рот, высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5; повторить 3-4 раза). У льва была пушистая, длинная, густая грива и сильные лапы. «Наверное, он видит какой-то сон», - подумал Язычок, заметив, как медленно двигается хвост из стороны в сторону (медленно двигать языком слева направо). Чтобы не разбудить льва, Язычок тихонько отошел в сторону. В следующей клетке стоял большой и важный слон. Он медленно ходил по земле, покачивая головой вверх-вниз (упражнение «Качели»: двигать языком вверх-вниз, касаясь то верхней, то нижней губы). Заметив морковку у Язычка, слон остановился и вытянул длинный хобот (рот открыть, вытягивать и прятать узкий язык). Язычок очень обрадовался, когда слон, взяв морковку стал медленно ее жевать (двигать челюстями, как при жевании). Он сфотографировал слона (вдохнуть носом и произнести: «Ч-ч-ч-ч»; повторить 3 раза). Вдруг Язычок услышал странные звуки: «А-а-о-о-а-а-о-о». Он огляделся (вращать языком по 3 раза сначала слева направо, потом - справа налево) и увидел маленьких смешных обезьянок, которые весело прыгали и лазали по деревьям. Язычок подошел к клетке и стал считать: «Один, два, три, четыре, пять» (поочередно загибать пальцы на правой руке). Сколько всего обезьянок? Язычок раскрыл ладошку и просунул в клетку пять орешков (упираться языком по 5 раз в каждую щеку). Обезьянки схватили орешки и громко закричали: «А-а-и-и-а-а-и-и». Как закричали обезьянки? Так они благодарили Язычка. У следующей клетки высоко в зеленых листьях Язычок приметил чью-то вытянутую морду. Два глаза с любопытством наблюдали за Язычком. «Кто бы это мог быть?» - подумал он и осто- рожно подошел к клетке. Спустя некоторое время к Язычку наклонилась голова на длинной-предлинной тонкой шее (вытягивать язык изо рта, касаясь подбородка; повторить 5 раз). «Ой, да это же жираф!» - догадался Язычок и дал ему спелый банан. Еще долго гулял Язычок по зоопарку и совсем не заметил, как наступил вечер. Он попрощался с животными, сел в свой автомобиль и, довольный, поехал домой (вдохнуть носом и резко выдохнуть, произнося: «Ш-ш-ш»). Как Язычок купался в ванне (Н.В. Рыжова) Взрослый выполняет вместе с ребенком. Наступило воскресенье. За окном ярко светило солнышко и громко щебетали птицы (произнести: «Ч-ч-ч-ч»). Язычок открыл сначала один глаз (зажмурить левый глаз), потом другой (зажмурить правый глаз), сладко зевнул (зевнуть) и встал со своей постельки. Он наклонился (высунуть язык и кончиком постараться дотронуться до подбородка), потом потянулся вверх (потянуть язык к носу), размял бока (двигать языком из стороны в сторону) и немного попрыгал на месте (улыбнуться и пощелкать языком). Сегодня банный день. Язычок взял большое махровое полотенце (высунуть широкий язык, положить на нижнюю губу и удерживать под счет до 5) и пошел в ванную. Он открыл кран и услышал, как шумно побежала вода (произнести: «С-с-с-с»). Язычок взял зубную щетку и стал чистить зубы (двигать языком то вперед, то назад между губами). Сначала он почистил верхние зубы (улыбнуться и поводить языком по верхним зубам из стороны в сторону), потом - нижние (улыбнуться и поводить языком по нижним зубам из стороны в сторону), умыл лицо (движения тремя пальцами - указательным, средним, безымянным - обеих рук от средней линии лба вниз через височные впадины к середине подбородка) и улыбнулся в зеркало (улыбнуться, обнажив верхние и нижние зубы). Язычок добавил в ванну немного пены, и тотчас же в воздухе закружились разноцветные пузыри (надувать попеременно то правую, то левую щеку). Взяв мочалку, Язычок стал тереть спину и живот (двигать языком то вперед, то назад между губами). Потом он вымыл ноги и немного поболтал ими в ванне (язык положить на верхнюю губу и производить быстрые движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее; послышится звукосочетание «бл-бл-бл»). Жарко было Язычку, стал он дуть на свой лоб (нижней губой «обнять» верхнюю, подуть на челку). Вышел Язычок из ванной и радостно улыбнулся (улыбнуться, обнажив все зубы, и удерживать под счет до 5). Вот как хорошо и легко было ему! 

Список литературы 

1. Косинова Е.М. Гимнастика для развития речи. - М., 2003.

 2. Лукина Н.А. Использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2004, №4. - С.38-43. 

3. Малец М. В. Комплекс артикуляционных упражнений "Веселый лягушонок» //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2007, № 3. - С.52-54 

4. Мецлер Т.В. Многофункциональные пособия тренажеры// Логопед, 2008, №4. - С.54-59. 5. Рогожникова М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры-сказки// Логопед, 2008, № 2. - С. 66-73.

 6. Рожкова Т.В. Веселые истории для артикуляционной гимнастики // Логопед, 2005, № 1. - С. 49 - 63. 

7. Рыжова Н.В. Артикуляционная гимнастика как эффективное средство формирования правильного звукопроизношения у детей // Дошкольная педагогика, 2010, №4. - С.16-22. 8. Чернякова В.Н. Стихотворно-игровые комплексы для дошкольников с недостатками речи // Логопед, 2005, № 2. С. 61 - 63.

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать