Наш сад. Наш огород.
Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.
Участники проекта: дети дошкольного возраста 4-5 лет, воспитатели, учитель-логопед родители.
Срок реализации проекта: Апрель - октябрь (долгосрочный).
Актуальность проекта: Как известно, "самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам". Каждую весну дома на подоконнике у мам и бабушек расцветает зеленый ковер, рассада в ящичках различной формы и окраса, но детям строго настрого наказывают не трогать эти интересные растения. А интерес и любопытство с каждым годом все сильнее, ребята сами с удовольствием посадили бы чудо растение, поливали его, ухаживали за ним. Вот и мы создали свой огород и свой сад, которые призваны развивать у детей экологические ценности природы. Именно в дошкольном возрасте закладывается доброе отношение к природе и интерес к природным явлениям, открывается удивительное многообразие растительного мира, впервые осознается роль природы в жизни человека. В нашем саду и огороде дети сами могут посадить и вырастить растения, а так же ухаживать за ними во время их роста. Ребенок может с гордостью сказать- это посадил Я! Это поливал Я! Это Я вырастил!
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
- формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
- расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
- привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
- развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
- воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- активизировать речь и обогащать словарь детей;
- развивать эмоциональную отзывчивость;
- формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
- У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
- Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
- Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
- Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
- Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
- Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий.
Взаимодействие с родителями.
Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Продукты проекта:
- Картотека с изображением и названием цветов и овощей;
- Фотоальбом "Наш сад-огород";
- Урожай, выращенный на грядке;
- Создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках».
Этапы реализации проекта: «Во саду ли, в огороде!»
1 этап. Организационно - подготовительный
- Обсуждение цели и задач проекта воспитателем с детьми и родителями, постановка проблемного вопроса;
- Перетаскивание земли родителями, а так же разравнивание и рыхление почвы на клубе и грядке .
- Подготовка почвы к посадке рассады и семян;
- Помощь родителей в реализации проекта: приобретение семян и рассады. Вовлечение в совместную деятельность с детьми.
- Подбор необходимого материала для создания огорода;
- Выявление знаний детей о жизни растений;
- Подготовка журнала консультаций для родителей «Наш сад. Наш огород»
- Привлечение родителей к декоративному оформлению клумбы (раскрашивание вместе с детьми морских камней, установка бордюра на клумбу)
2 Этап. Практический
Формирование целостной картины мира:
- «Насекомые помощники»(беседа);
- рассматривание семян растений; наблюдение за рассадой(апрель)
- наблюдение за ростом и развитием растения в группе в ящике для рассады (апрель)
- наблюдение за ростом и развитием растения на клубе и грядке. (май-сентябрь)
- Наблюдение за цветением растений, и появлением плодов овощей. (Июнь-август)
Образовательная область «Речевое развитие»
Словесные игры Д/И «Собери растение», «Что за чем», «Инструменты садовника», «Варим овощной суп и фруктовый компот» , «Один - много». Овощи-фрукты.
Составление рассказа по картинке «Лето на огороде», «Как я помогаю на огороде»,
Чтение художественной литературы: стихотворение С. Михалкова «Овощи» С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», произведения - Дж. Родари «Чиполлино», », русских народных сказок «Пых», «Репка», «Мужик и медведь». Загадки, пословицы, поговорки об овощах, фруктах, разучивание пословиц, поговорок о труде
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»
Лепка: Пластилинография «Бабочки красавицы», для украшения веранды (совместно с родителями на вечерней прогулке семья Крюковых)
Рисование: Раскрашивание морских камней для украшения ими клумбы на участке. «Я на огороде»; «Мое любимое растение», «Моё лето»; «Овощи» (рисование с натуры).
Аппликация: «Цвети, цвети цветочек всем на радость »
Музыка: Слушание произведения И. Чайковский «Вальс цветов». Слушание песни «Песенка сорняков» из м/ф «Чудесница»
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»
Трудовое воспитание:
- Посадка семян цветов бархатцев, ноготков, настурции и овощей капусты, томата (апрель).
- Высаживание рассады на клумбу на участке (май)
- Высаживание рассады капусты и томата в грядку на огороде (май)
- Посадка проросших семян гороха и картофеля в грядку на огороде (май)
- Посадка семян редиса и лука в грядку на огороде (июнь).
- Ежедневный полив цветов на клубе и овощей на грядке. (Май-август)
- Прополка от сорняков и рыхление земли на клумбе с цветами и овощной грядке (июнь-август).
- Сбор урожая на огороде (сентябрь).
- Подготовка клумбы и грядки к зиме, удаление завядших растений, перекопка почвы (октябрь)
- Формирования фотоотчета (апрель - сентябрь).
Сюжетно-ролевые игры - «На даче», «В магазине», «Поливаю огород», «Засолка на зиму».
Формирование основ безопасности
Беседа «Правила работы с инструментами на огороде»; «Про панаму не забудь», «Опасные насекомые».
Образовательная область «Физическое развитие»
Подвижные игры на прогулке: «У медведя, во бору...», «Овощи-фрукты» (Развитие быстроты переключения внимания. Когда называют овощ - дети идут на корточках, а если назовут фрукт, то ходят на носочках и тянут руки вверх к солнышку.)
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни: «О пользе овощей»(беседа); (просмотр мультфильма) «Овощи надо мыть перед едой».
4 этап. Заключительный:
Оформление материалов проекта:
- Изготовление фото альбома «Наш сад. Наш огород».
- Сбор урожая
- Оформление выставки «Овощи с нашей грядки»
Ресурсное обеспечение проекта
Информационное обеспечение.
- мультфильмы, фильмы;
- наглядно-дидактические пособия, книги.
Материально-техническое обеспечение.
- оборудование для ухода за растениями;
- семена, рассада;
- фотоаппарат;
- компьютер;
- магнитофон.
Учебно - методический комплект:
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
- Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, - М.: 2003.