План-конспект НОД для детей дошкольного возраста 4-5 лет «Коляда, коляда, отворяй ворота!»
Подготовили и провели воспитатели: Старинская О.Н. ,Герасина О.А.,
учитель-логопед : Семенова А.А.
Цель : Поддерживать интерес детей к истокам русской национальной культуры.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с обрядовыми праздниками в доступных их пониманию представлениях (масленица, пасха, рождество, крещение);
2. Разучить музыкальный фольклорный материал (хороводы, игры, песенки-колядки);
3. Прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма;
4. Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений;
5. Формировать чувство ритма, умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, трещотках и д. р.
Работа с родителями: Информационный лист о проведении мероприятия. Изготовление родителями традиционных костюмов и атрибутов к празднику.
Подготовка к чаепитию.
Предварительная работа: Изучение методической литературы, изучение материалов по теме в интернет, подбор видеоматериалов для просмотра детьми, подбор музыкальных композиций и инструментов для игры на них, подбор иллюстраций и текстов колядок для заучивания детьми.
Содержание занятий:
Первое занятие. Рассказ воспитателя о праздниках, которые отмечают в зимний период (Новый год, Рождество, Крещение). Рассказ об обряде колядования и традициях пения рождественских песен - колядок. Просматривание видеофильма «Рождественские колядки». (продолжительность 8 мин)
Разучивание колядок:
Колядки, колядки
собрались ребятки.
По деревне пошли.
Бабку Коляду нашли.
Коляда, коляда,
пригласите со двора
В хату к вам сейчас придем
И станцуем, и споем.
Хозяев прославляем,
Счастья им желаем!
Коляда, коляда, вам - забава, нам - еда.
Не скупитесь, поделитесь, радость детям
подарите!
Знакомство с игрой «Пирог».
Коляда, коляда,
Ты не хочешь пирога?
Игра «Пирог»
(под русскую народную мелодию)
Правила игры: дети стоят в двух шеренгах напротив друг друга. В середине - водящий-«пирог». Все поют:
Да экий он высоконький,
Да экий он широконький,
Да экий он мягонький,
Режь его, да ешь.
После слов «Режь его, да ешь» к «пирогу» бегут по одному участнику от каждой шеренги. Кто первый коснётся «пирога», уводит его в свою команду, а неудачник остаётся изображать «пирог». Выигрывает группа, забравшая больше «пирогов».
Второе занятие. Рассказ воспитателя об обычае на Святки рядиться, чтобы изменить свою внешность (как, зачем), о дополнительных атрибутах (музыкальные инструменты, изображение Вифлеемской звезды). Рассматривание иллюстраций. А, так же о традициях угощать колядующих, конфетами, пирогами и специально испеченным к празднику печеньем «Козульки». Если хозяева были щедрыми, их хвалили. А если хозяева скупились, то их корили. Просматривание видеофильма: мультфильм Колядки, колядки. (продолжительность 3 мин).
Разучивание новых колядок.
Будете нам дарить-
Будем вас хвалить.
А не будете дарить-
Мы будем вас корить.
Коляда ты, коляда,
Заходи коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла
Рождество принесла.
Повторение ранее изученных колядок.
Знакомство с русской народной игрой «Тесто»
Игра «Тесто»
(Звучит песня «Коляда» в исполнении группы «Иван Купала».)
Правила игры: дети стоят парами по кругу, сцепленные руки подняты вверх. Водящая пара под музыку пробегает в любые «ворота». Игру продолжает эта пара и так до тех пор, пока не закончится музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто!». Пара, оставшаяся в середине круга, пляшет, затем игра продолжается с этой парой.
Третье занятие. Игровое развлечение «Святки в детском саду».
Первое действие. Рядимся.
Второе действие. Принимаем гостей в группе, выступаем в роли хозяев. Угощаем колядующих конфетами.
Третье действие. Идем в гости. Колядуем. Получаем угощенье.
Четвертое действие. Чаепитие.