Логопедические домашние              задания на лето.

01.06.2018

     Впереди лето, пора отпусков, благоприятное время для восстановления сил, здоровья и приобретения новых впечатлений.                 Однако и летом, во время отпуска, не следует забывать о речевых проблемах детей. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, чисто- и скороговорки, пальчиковые и дыхательные игры) за летний период могут как закрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться. В логопедической практике много случаев, когда в летний период положительные результаты коррекции заметно снижаются. Заботливых родителей беспокоит вопрос: «Что же делать летом, когда на время отпуска прекращаются занятия с логопедом?»  А перед логопедом стоит вопрос: «Какое же доступное, понятное задание дать на лето родителям? Предлагаю, Вам ряд несложных и занимательных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные детьми на логопедических занятиях.                                                                                                                                  Наиболее благоприятное время для работы - утром после завтрака или во второй половине дня после сна. Лучше отложить занятия, если ребенок болен или плохо себя чувствует. При выполнении упражнений хорошо использовать наглядный материал, поскольку детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Речь взрослого должна быть четкой, ребенку нужно видеть движения губ говорящего. И обязательно поощрять ребенка, за правильно произнесенные звуки!            Психофизиологические особенности дошкольников таковы, что только при регулярных систематических занятиях можно добиться закрепления нужного речевого стереотипа. Если устной речью ребенок овладевает до школы, то письменную ему еще только предстоит освоить. И чем лучше будет развита устная речь, тем легче овладеть чтением и письмом. 

Упражнения для автоматизации звуков.

Добивайтесь правильного произношения поставленных логопедом звуков. Звуки могут «потеряться», и необходимо будет начинать работу по их постановке зано-во (смотрите индивидуальные тетради)

 Упражнения для развития фонематических процессов

1. Услышишь слово с заданным звуком (например, со звуком С) - хлопни (вата, сом, нос, зуб, бинт,...)                                                                                          2. Выделить гласный звук, стоящий в начале слова. Например, какой первый звук в слове ААААня? - А. Ууууууутка? - У и т.д.                                      3. Выделить гласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове усыыы? - Ы.                                                                            4. Выделить согласный звук, стоящий в конце слова. Например, какой последний звук в слове маК (последний звук К выделяем голосом, произносим громче)? - К.                                                                                                5. Составить слова из заданного количества звуков (Послушай какое слово получилось? К, О, Т - Кот.                                                                                               6. Определение количества слогов в слове (хлопками). Сколько слогов в слове «мо-ло-ток»? - 3                                                                                                    7. Подобрать слова, в которых заданный звук был бы на 1-ом, на 2-ом, на 3-ем месте. (Шуба, уши, кошка.)

 Упражнения для развития слоговой структуры слова (слогового анализа   и синтеза)

1. Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов в слове «молоток»? Какой 1?2?3)                                              2. Придумывание ребёнком слов с определённым количеством слогов     3. Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).                                          4. Узнавание слов, предъявленных ребёнку в виде последовательно произнесённых слогов. (Какое слово получится из слогов: го-ло-ва).            5. Распределение картинок в соответствии с количеством слогов в слове. (Положить картинки, названия которых состоят из односложных слов, в одно место, а названия которых из 2, 3, 4-сложных слов - в другое).              6. Отхлопать или отстучать слово по слогам и назвать их количество.      

Развитие грамматического строя речи.

1 «Один-много»- развиваем и закрепляем у ребенка способность образовывать форму множественного числа имен существительных: один стол, а если их много, то это столы; кот-коты, дом-дома, окно-окна, лист-листья...                                                                                                                              2 «Сколько?» - развиваем способность согласовывать имена числительные с именами существительными. Гуляя с ребенком на улице предложите ему сосчитать любые предметы, например, дома: один дом, два дома, пять домов; окна, машины, мячи, птиц, листья.                                                    3 «Назови ласково» - развиваем способность ребенка пользоваться суффиксальным способом словообразования. Взрослый называет большой предмет, а ребенок маленький, причем маленький предмет нужно назвать«ласково»: большой мяч-маленький мячик; дом-домик, яблоко-яблочко, елка-елочка...                                                                                     4 «Какой, какая?» - развиваем способность ребенка согласовывать имена прилагательные с именами существительными единственного числа.«Апельсин какой?» (оранжевый, круглый, сладкий). «Ведерко какое?»(желтое, пластмассовое).                                                                                5 «Назови детеныша» - развиваем умение образовывать название детенышей  животных. Предложите ребенку выполнить задание без зрительной опоры по образцу: «У кошки котенок, а у козы? У лисы, у утки, у зайца. Дети 5-6 лет,аналогично выполняют задание, продолжая фразы: «У медведицы-медвежонок, а у коровы, у свиньи, у лошади?»                        6 «Чья, чье?» - у детей 5-6 лет развиваем способность образовывать притяжательные прилагательные: «Очки бабушки - бабушкины. А как сказать про сумку мамы? А про хвост лисы? Про берлогу медведя?»Так же необходимо развивать умение ребенка пользоваться предлогами: «Где сидит птичка?» (на дереве), где летает бабочка? (над цветком), куда положили покупки? (в сумку)...

Развитие связной речи.

Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка. Чтобы речь ребенка была понятна вам и окружающим необходимо вызывать у него желание о чем-то рассказывать, учить ребёнка давать полный ответ на вопрос. Расспрашивайте ребенка о важных для него событиях, внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов по содержанию, подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться. 

Упражнения для формирования связной речи: описание предметов по картинке и по памяти; пересказы знакомых текстов, придумывание историй и сказок и т.д. Так же рекомендую подключить игры с песком, водой, с мячом - это отличная база для развития мелкой и крупной моторики. Не забывайте об общении детей на улице, на игровых площадках, в коллективных подвижных играх.

 Желаю деткам хороших каникул, радостных событий и отличного настроения!!!!

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать