Артикуляционная гимнастика дома.

03.10.2017

   Когда малыш забавно коверкает свои первые слова, родители с умилением слушают его, пересказывая «перлы» чада своим родственникам и знакомым. Конечно, это возрастное и часто проходит со временем, но не так безобидно, как может показаться. Дефекты речи могут серьёзно попортить жизнь ребёнка, ведь часто они становятся поводом для шуток и насмешек среди детей. Неправильное произношение звуков происходит из-за несовершенства артикуляционного аппарата. 

Предлагаем артикуляционную гимнастику (логопедическую зарядку). 

Артикуляционная гимнастика - это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие - увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Детям 2-4 лет она поможет укрепить мышцы артикуляционного аппарата, обрести подвижность языка. К 5-7 годам можно исправить уже сложившиеся нарушения. Чем раньше вы начнёте занятия, тем более вероятен положительный результат. Ближе к школьному возрасту и в начальных классах дефекты речи очень сложно и порой невозможно исправить даже с логопедом.

1. Каждый день играйте перед зеркалом в логопедическую зарядку:

- Приучитесь делать зарядку после умывания и чистки зубов, в ванной есть зеркало, и всегда можно найти несколько минут на 3-4 упражнения;

- Проводите в хорошем настроении, эмоционально, в игровой форме;

- Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды;

2. Заниматься по 3-7 минут ежедневно, можно 2-3 раза в день:

- У малыша 2-х лет не сразу всё получится, но со временем мышцы начнут работать всё лучше и лучше, постепенно позволяя органам артикуляции произносить самые сложные звуки;

- Начинайте с более простых упражнений, постепенно переходя к сложным;

3. Взрослый следит за качеством и точностью выполняемых движений:

- Малыш должен видеть свои органы артикуляции и иметь возможность сравнивать движения с показанными взрослым;

- Пока вы разучиваете с ребёнком упражнения, не предлагайте ему слишком много заданий;

- Лучше обратить внимание на качество выполняемого - в каждом положении задерживайтесь на несколько секунд, чтобы мышцы запомнили;

- Следите, чтобы упражнение выполнялось полностью, например, при облизывании губ, чтобы язык проходил от одного уголка рта до другого по кругу, ничего не пропуская.

4. Не ленитесь выполнять эти несложные упражнения:

- Очень часто дети от большого усердия напрягают кисти рук, плечи, шею, что мешает правильному выполнению упражнений;

- В этом случае нужно слегка потрясти кисти рук, помять плечи, чтобы снять лишнее напряжение;

- Ваш малыш очень скоро порадует Вас чистой и правильной речью.


Теперь остановимся на том, какие артикуляционные упражнения бывают. Артикуляционные упражнения делятся на статические и динамические

Статические упражнения - это упражнения, где ребенок выполняет определенный уклад, позу щек, губ, языка. Это такие упражнения:

  • «Заборчик»,

  • "Бублик"

  • «Окошечко»,

  • «Трубочка»,

  • «Чашечка»,

  • «Блинчик»,

  • «Иголочка»,

  • «Мостик»,

  • «Парус»

Это некоторые основные упражнения, их намного больше. Здесь надо сказать, что особенно важные это первые два упражнения - «Заборчик», «Окошечко», так как именно от этих упражнений будут выполняться и другие. Например, чтобы выполнить упражнение «Парус», мы говорим ребенку: «Сделай «Заборчик» - «Окошечко» - «Парус». И так любое упражнение будет начинаться именно с этих двух.

Статические упражнение должны удерживаться ребенком в течение 7 - 10 секунд, то есть мало показать, главное уметь удержать позу. Например, говорим ребенку: «ты будешь выполнять упражнение, а я буду считать»

Динамические упражнения - это упражнения, где необходимо правильное движения щек, губ, языка. Это такие упражнения, как:

  • «Часики»;

  • «Качели»;

  • «Лошадка»;

  • «Чистим зубки»;

  • «Вкусное варенье»;

  • «Барабанщик»;

  • «Худышки - толстяки» и другие.

Эти упражнения тоже проводятся под счет, только при каждом счете ребенку необходимо поменять положение щек, губ или языка. В упражнение «Качели» можно считать, таким образом, ребенок поднимает - опускает язык вверх - вниз, а взрослый считает «кач - кач».

Если язык у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону, ребенок не может удержать позу даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду.

И в конце я хотела бы порекомендовать книги и методические пособия по артикуляционной гимнастики:

  1. Е. Пожиленко «Артикуляционная гимнастика»

  2. Т. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в картинках и стихах»

  3. Т. Буденная «Логопедическая гимнастика»,

  4. Е. С. Анищенкова «Ариткуляционная гимнастика для развития речи дошкольников»,

  5. Е. Косинова «Артикуляционная гимнастика. Сказки, игры, упражнения для развития речи».

Данные пособия составлены так, что каждый родитель может без проблем проводить артикуляционную гимнастику со своим ребенком. В книги на каждой странице - одно упражнение, его цель, подробное описание, стишок, проблемы, которые могут возникнуть, и конечно, картинка с правильным выполнением.

- Занимайтесь с удовольствием!

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать