Картотека игр с песком

Упражнение «Здравствуй, песок!»

Снижение психофизического напряжения.

Воспитатель от имени Песочной Феи просит нежно, а потом сильно поздороваться с песком, то есть различными способами дотронуться до песка.

Ребенок дотрагивается до песка поочередно пальцами Одной руки, потом второй руки, затем всеми пальцами одновре­менно.

Ребенок легко, а потом с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу.

Ребенок дотрагивается до песка всей ладошкой - внутрен­ней, затем тыльной стороной.

Ребенок перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно ввести сюрпризный момент - спря­тать в песке маленькую плоскую игрушку («С тобой захотел по­здороваться один из обитателей песка - ...»).

Старшие дети описывают и сравнивают свои ощущения: «теп­ло - холодно», «приятно - неприятно», «колючее, шершавое» И т. Д.

Упражнение «Песочный дождик»

Регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Песочная Фея: «В моей стране может идти необычный пе­сочный дождик, может дуть песочный ветер. Это очень приятно. Вы сами можете устроить такой дождь и ветер. Смотрите, как это происходит».

Ребенок медленно или быстро сыплет песок из своего ку­лачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь.

Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с рас­ставленными пальчиками (само это действие является диа-гностичным - говорит о закрытости или открытости

миру), взрослый сыплет песок на какой-либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются ролями.

Упражнение «Песочный ветер»

Дыхательное упражнение.

Малыши учатся управлять вдохом-выдохом, не затягивая пек ж в трубочку (при помощи трубочки на ладошке мы сдуваем перыш ко, кусочек ваты, бумаги (по выбору ребенка)), а детям постарше можно предложить сначала сказать приятное пожелание своим дру зьям, подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок»; можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. Для этих игр можно использовать одноразовые трубочки для коктейля,

Данное упражнение можно комбинировать с ароматерапией (однако ароматерапию имеют право использовать только ПСИ хологи, прошедшие определенную подготовку в этом направле нии). Ребенок вдыхает запах специально подобранной для нею ароматической смеси (тонизирующей или расслабляющей). При выдохе ребенок легко дует на свои ладони с песком, сдувая его В песочницу.

Упражнение «Необыкновенные следы»

Развитие тактильной чувствительности, воображения. 1. «Идут медвежата» - ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.

2. «Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, перемещая руки в разных направлениях.

3. «Ползут змейки» - ребенок расслабленными или на­пряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

«Бегут жучки-паучки» - ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом - «жуч-КИ здороваются»).

«Кроказябла» - дети создают на песке самые разнообраз­ные следы, придумывают название для фантастического живот­ного, которое оставило такие следы (впоследствии это животное можно нарисовать и сделать его жителем песочной страны).

Упражнение «Узоры на песке»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление за­кономерностей.

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней ча­сти песочницы рисует различные геометрические фигуры (в со­ответствии с возрастными нормами освоения: малыши начинают с круга, треугольника, квадрата, в дальнейшем это прямоуголь­ник, овал). Можно использовать нарисованные

образцы простые и сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке либо продолжить узор взрослого. Как вариант подобной игры - взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию на­рисовать на песке определенный узор.

Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и т. д.

Песочная Фея: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш пе­сочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я... Придумай свой узор, рисунок. В верху песочницы будут узоры из кругов, а внизу - из треугольников и т. д.»

Игра-упражнение «Маленькие волшебники - мы создаем мир»

Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Взрослый показывает способы построения в песочнице раз­нообразных живых и неживых сообществ - город, деревня, лес, река, озеро, остров, и т. д., а затем в игровой форме побуждает ребенка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества. (Тема построений может соответствовать теме занятий в группе.)

«Первый урок волшебства. Лес, поляна и их обитатели»

Развитие тактильной чувствительности, слуховой памяти, произвольности, классификация.

Песочная Фея: «Сегодня ты превращаешься в маленького волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас Песочная Фея наколдует лес, она произнесет волшеб­ные слова "Елки, березки, боровики". Ты должен закрыть глаза и подождать немного, только без разрешения глаза не открывай. (Ребенок закрывает глаза, воспитатель бесшумно засаживает пе­сок игрушечными деревьями, цветами, грибами.) Открой глазки и посмотри - как красиво, интересно это нее получилось! У Феи есть замечательные помощники - пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребе­нок делает то же самое). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь ты произнеси те же волшебные слова, что и Фея, и наколдуй другой лес. Какие животные живут в лесу? При­гласи их в свой лес».

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет и вновь повторяет слова. После «посадки леса» взрослый может вводить для запоминания еще несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название дерева, цветка, гриба (новых слов - не более четырех).

«Второй урок волшебства. Море, река, озеро и их обитатели»

Задание формулируется аналогично. Меняются персонажи, способы создания ландшафта, «волшебные слова». Количество и сложность запоминаемых слов должны соответствовать

возрасту ребенка. Например: «Раз, два, три - я волшебник, посмотри».

«Четвертый урок волшебства. Деревня и ее жители»

«Пятый урок волшебства. Космическое путешествие. Встреча с инопланетянами»

Развитие воображения.

Этот урок может иметь диагностическое и коррекционное значение в работе с застенчивыми и агрессивными детьми. Через проигрывания «встречи с инопланетянами» ребенок вербали-зирует свои чувства, показывает способы поведения, поэтому необходимо фиксировать высказывания ребенка. Чаще всего это проекция поведения и страхов ребенка, психологу необхо­димо поддерживать его, говоря о том, что только сам ребенок волшебник и может злого превратить в доброго, оживить «по­верженного героя» «при помощи своего дыхания» или «живой воды». Главное правило для работы с такими детьми - «Все в твоих руках». Только ты являешься

волшебником своей жизни, но всегда есть рядом тот, кто тебе поможет, - это семья, педагоги, друзья.

Упражнение «Мы едем в гости...»

Развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листе».

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с простран­ственными представлениями: «верх-низ», «право-лево», «над- под», «из-за-из-под», «центр, угол» или закрепляет его знания в соответствующей области. Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей. (Для малышей инструкция значительно упрощается, идет только закрепление сенсорных эталонов и представлений «верх-низ».)

Песочная Фея: «Мы идем в гости к зайчику. Где живет заяц? (Заяц живет в лесу, потому что это дикое животное.) В каком углу песочницы растет лес? (В правом нижнем углу, малыши отвеча­ют - в верху песочницы.) Кто живет рядом с зайчиком? (Пере­числяются и помещаются в песочницу фигурки или изображения диких животных.) С кем дружит зайчик? Кого боится зайчик? Чем нас заяц угостил? Что мы пожелаем зайчику?»

Аналогично выполняются игры-задания «Идем в гости к ло­шадке» (закрепление знаний о домашних животных и их жилье), «Плывем навстречу дельфинам» (закрепляются знания об обита­телях морей и рек) и т. д.

В ходе игры ребенок узнает об особенностях жизнедеятель­ности тех или иных животных и растений или закрепляются

имеющиеся знания (за неимением игрушечных фигурок можно использовать ламинированные картинки).

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса.

Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей (например, крот, червячок, мышка).

Песочная Фея: «Сегодня наши руки могут превращаться В кротов. Вот так (взрослый взмахивает руками, складывает их «уточкой» и показывает ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба). Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев.) Ну что, погружа­емся в песок? Смотри и делай как мой крот».

Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под пе­ском (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка), а затем осторожно другой рукой раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки).

Как вариант игры - все действия осуществлять с закрытыми глазами: искать в песке пальцы друг друга, пожимать их - «кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки».

Игра-упражнение «Песочные прятки» (вариант игры «Мина»)

Развитие тактильной чувствительности, зрительного вос­приятия, образного мышления, произвольности. Первый вариант

Песочная Фея: «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того, как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать его пальчиками, использовать па­лочки или кисточки».

Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку - «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, то он отрабаты­вает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Второй вариант

Для игры необходимо иметь ламинированные картинки из разных сказок и сказочных персонажей, их можно также изгото­вить самостоятельно, обернув прозрачной клейкой лентой яркие картинки из детских книжек. Для игр с малышами используют цветные, с четким изображением картинки, на начальном этапе несложные для восприятия, с изображением одного предмета. С целью развития поисковой активности происходит постепен­ное усложнение изображения. Так, для старших дошкольников изображение может быть черно-белым, силуэтным.

Предварительно взрослый беседует с ребенком о его люби­мых сказках и героях, о причинах положительного и отрицатель­ного отношения к разным героям.

Песочная Фея: «В песке любят прятаться также сказки и сказочные герои. Давай сыграем с ними в песочные прятки. Закрывай глаза и скажи волшебные слова: "Раз, два, три, сказка, приходи". (Взрослый закапывает в песок картинку из любой хорошо знакомой ребенку сказки. Для малышей оставляют видимым уголок картинки.) Бери кисточку и начинай искать в песке эту сказку. Чтобы сказку не спугнуть, раскапывай ее медленно, осторожно. Ты очистил от песка часть картинки. Как ты думаешь, какая это сказка? И т. д.»

Ребенок постепенно открывает картинку, на каком-то этапе он в состоянии назвать сказку или сказочного персонажа.

Если ребенок не может догадаться и назвать сказку по эле­ментам картинки, можно ввести обучающий этап. Ребенок сам закапывает картинку в песок, а взрослый откапывает ее и вслух рассуждает, анализирует увиденное.

Упражнение «Отпечатки»

Отпечатки (как барельефные, так и горельефные) на мокром песке можно делать с помощью формочек. Используют формоч­ки, изображающие животных, транспорт, различные по величине геометрические фигуры и т. д. Взрослый и ребенок по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем ребенок по словесной инструкции или по нарисованному взрослым плану изготавлива­ет серию отпечатков, комментируя процесс.

В таких играх можно использовать задания на классифика­цию предметов, например: только геометрические формы, только животные и т. д.

Игра «Песочные строители»

Закрепление знаний о сенсорных эталонах, пространственных представлений, развитие слуховой и зрительной памяти.

Песочная Фея: «Жители песочной страны просят тебя помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например, колобок любит только дома круглой формы, жираф - только прямоугольной формы, а бегемотик хочет жить в квадратном доме... Помоги оби­тателям песочницы.

В верхнем правом углу будет жить бегемотик. Выбери нуж­ную формочку и сделай отпечаток».

Подобным образом взрослый дает задание ребенку расселить всех жителей песочницы. Также задание можно усложнить путем введения большего количества персонажей, расселения игрушек по нарисованному взрослым плану.

Игра «Кто к нам приходил?»

Развитие зрительного и тактильного восприятия.

Ребенок отворачивается, взрослый изготавливает с помощью формочек барельефные или горельефные отпечатки, затем ребе­нок отгадывает формочку, которую использовал взрослый. После того как формочка отгадана, взрослый и ребенок меняются роля­ми. Формочки предварительно

осматриваются и ощупываются, обводится их контур. Усложнение задания - игра происходит с новыми формочками без предварительного их ощупывания, а также путем наложения нескольких характерных отпечатков друг на друга.

Упражнение «Узоры на песке»

Развитие зрительно-моторной координации, тренировка процесса классификации, развитие воображения.

Так как на мокром песке получаются более четкие узоры, до рожки, то их можно использовать в играх на классификацию.

Например, по волнистой дорожке идут только люди, по пря мой дорожке едут только машины, а на заборчике сидят только птицы - ребенок выбирает нужные фигурки или картинки и ста вит их на указанную дорожку. Впоследствии можно развить сюжет и сочинить мини-сказку «Кто, куда, зачем и что случилось?».

На мокром песке можно рисовать достаточно четкие лица, обучая ребенка графическим способам обозначения эмоций че­ловека (радость, грусть, злость, страх, удивление).

Игра-упражнение «Песочный круг»

Ребенок на песке рисует любым способ круг и украшает его различными предметами: камешками, семенами, пуговицами, мо­нетами, бусинами и т. д. После этого ребенок может дать название своему «песочному кругу». Те же манипуляции ребенок произво­дит с отпечатками своих ладоней, при этом он может сочинить историю о каждом пальчике: «Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».

Упражнение «Победитель злости»

Модификация формообразующей психокоррекции.

В стрессовой ситуации взрослые говорят друг другу, а иногда и детям: «Не злись», «Не капризничай», «Возьми себя в руки». В боль­шинстве случаев данный совет совершенно лишен смысла, поскольку запрет на проявление отрицательных эмоции вызывает у человека лишь дополнительное раздражение и агрессию по отношению к такому советчику и усиливает чувство вины за «плохое поведение».

Игра «Победитель злости» может научить ребенка безболезненно для его самолюбия справляться с гневом, не испытывая страха перед наказанием за деструктивное поведение.

Песочная Фея: «Сегодня мы поговорим о настроении. Какое оно бывает у тебя? Что случается с тобой, когда ты сердишься, злишься? Что говорят и делают взрослые, когда ты сердишься? (Ответы ребенка.)

Твое злое настроение заставляет тебя делать и говорить разные вещи, от которых сердятся и огорчаются взрослые. А после того как злость ушла, тебе также бывает грустно или неприятно. Открою тебе секрет - каждый большой и маленький человек имеет право злиться. Есть много игр, которые учат нас "сердиться правильно", то есть так, чтобы не обижать других. Одну из таких игр тебе пода­рит мокрый песок. Смотри, как можно с помощью песка вылепить и увидеть собственную злость, а потом победить ее».

Если напряжение ребенка слишком велико, то в этом случае можно предложить ему с силой сжать песок, утрамбовать поверх­ность песка кулаками и т. п.

Взрослый, а затем ребенок делает из мокрого песка шар, на ко­тором обозначает углублениями или рисует глаза, нос, рот: «В этом шаре теперь живет твоя злость». Этот процесс временно переклю­чает ребенка; кроме того, ребенок переносит на вылепленный шар, свои негативные чувства и вину за «плохое поведение, мысли, чув­ства». Старший дошкольник может комментировать весь процесс изготовления «шара-злюки», которому в итоге присваиваются все «злые мысли и действия».

Затем ребенок любым способом разрушает песочный шар, приговаривая «волшебное заклинание»: «Прогоняем злость, приглашаем радость» - ребенок дает выход агрессии, которая обычно появляется в случае запрета на нее и контроля со стороны взросло го, также он получает специфическое удовольствие от разрушения

После этого ребенок руками медленно выравнивает поверх ость песка и оставляет на ней отпечатки своих ладоней - это дарует ему успокоение, обретение равновесия и контроля над собственными чувствами: «Я победил свою злость. Я спокоен». По желанию ребенок может украсить свои отпечатки ладоней на песке.

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать