Создание речевой развивающей среды дома.

01.03.2021

       Родители являются неотъемлемой частью жизни своего ребенка, независимо от того, сколько ему лет. Именно в детском возрасте - особенно в дошкольном, взрослые важны как никогда. Ребенок не рождается со сложившейся речью. Речь ребенка начинает формироваться лишь тогда, когда мозговые функции будут достаточно сформированы. Но, даже имея достаточно развитой речевой аппарат и сформированный мозг, ребенок без речевого окружения никогда не заговорит. Чтобы речь ребенка развивалась правильно, ему нужна речевая среда. Если среда, в которой воспитывается ребенок богата в языковом отношении, если вокруг него звучит, грамматически правильная речь взрослых, то эта среда является стимулирующей его речевое и интеллектуальное развитие. Ребенок эффективнее всего усваивает язык, тогда, когда слушает взрослых, и когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, а также создают условия, чтобы у ребенка появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками и окружающими. А кто в принципе может уделить этому столько внимания, как не родители дома.

       Многие родители полагаются на собственные материнские и отцовские инстинкты, а также опыт своих родителей. Часто, не уделяют достаточного внимания детской психологии и речевому развитию. Стратегия может быть такой: «Озадачиваться каким-то речевым развитием мне некогда, да и немых у нас в родне нет- все говорят и мой будет говорить». Отсутствие у родителей основных знаний в области воспитания и развития ребенка раннего возраста, и нежелание вносить изменения в стиль воспитания, могут создать сложности в интеллектуальном и речевом развитии ребенка. В свою очередь, задача педагогов объяснить родителям, убедить их в том, что умение их ребенка слушать, думать, говорить во многом зависит от родителей. А от качества раннего языкового и интеллектуального развития решающим образом зависят уже, и начальные успехи, и профессиональные, и умение общаться, и уверенность в себе. Таким образом, работу по созданию для ребенка речевой среды ведут как родители, так и педагоги. 

Создание речевой среды включает в себя следующие моменты:

1. Общение с ребенком.

    С ребенком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все обычные ситуации (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну, раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек, просмотра мультфильмов. При этом взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз услышал название предмета, брал его в руки, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет или совершить с ним какое-либо действие. Развитие речи малыша требует внимательного отношения и специальной работе дома, не следует надеяться только на занятия с логопедом. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, необходимо менять стиль и подходы в воспитании ребенка дома. Постепенно близкие, которые чаще всего проводят время с ребенком, научатся использовать любую ситуацию, чтобы поговорить с малышом. Приведем примеры проговаривания взрослым различных ситуаций.

Умывание

- Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три руки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку - вот так. А сейчас давай умоем лицо - вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек - вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку

Все необходимые вещи разложены на стульчике.

- Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штаны - вот так. Сначала на одну ногу, потом на другую ногу. Теперь застегнем пуговицу. Покажи, где пуговичка. Неси кофту. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что на кофте? Карман. Найди, где на кофте спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку.

На прогулке

- Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал - и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый лист. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листьев. Покажи, как много листиков.

Построим дом

Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков.

- Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков дом. Какой будет домик - большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда...

Итак, ребенок постоянно слышит речь взрослого и таким образом узнает много новых слов и выражений. А так как речь сопровождает значимую для ребенка ситуацию, смысловые значения слов и их сочетаний лучше запоминаются, крепче откладываются в сознании ребенка.

2. Единые требования к речевому общению с ребенком для всех членов семьи;

   Противоречивость требований со стороны значимых для него взрослых вредна любому ребенку. Если требования к воспитанию и обучению едины и постоянны (конечно, при условии их разумности), это дает ребенку ощущение устойчивости и целесообразности окружающего мира. В противном случае, когда взрослые подходят к вопросам воспитания и обучения малыша с разных позиций, в сознании ребенка возникает хаос: все смешивается и уже не понятно, что же хорошо, а что плохо, и к чему все-таки следует стремиться. Такая противоречивость часто имеет место, когда в воспитании ребенка участвуют люди разных поколений (родители и бабушки с дедушками), «мужской» и «женский» подходы также различаются между собой. Кроме этого, различия в подходе к воспитанию детей часто обусловлены уникальностью, индивидуальностью каждого человека (родителей ребенка и других родственников), на которые оказывают влияние особенности воспитания, уровень образования, социальная среда, а также темперамент, характер, внутренний мир человека.

В семьях, где растут дети с проблемами в речевом развитии, зачастую можно наблюдать ситуацию, когда ребенка берегут, излишне опекают. Близкие из любви к малышу, видя его затруднения во время общения, наблюдая неудачные попытки высказаться, стараются предугадать его желания. Но при таком отношении ребенку нет необходимости трудиться, стараться выразить свои мысли посредством речи, развитие активной речи вновь тормозится. Следует понимать, что желания ребенка бывает легче понять в быту, в ситуациях, которые повторяются почти в неизменном виде изо дня в день. Понять ребенка часто помогает и материнская интуиция, любовь близких. Но когда возникают новые, незнакомые ранее, ситуации, такое взаимопонимание часто становится затруднительным.

  Необходимость общения возникает не только дома, но и во время похода в магазин, в гостях, в транспорте и других подобных ситуациях. Тем не менее ребенок ждет от взрослых такого же понимания, к которому он привык дома. Когда же этого не происходит, ребенок обычно сначала удивляется, затем огорчается. Поэтому такие ситуации могут повлечь взаимное раздражение и разочарование. По мере взросления ребенка все чаще возникает необходимость общаться не только с близкими, но и с незнакомыми взрослыми и детьми. Такие ситуации потребуют нового уровня развития речевого общения. А если до этого с ребенком «играли в поддавки», общение с малознакомыми людьми в непривычных условиях станет для него весьма затруднительным, а в худшем случае остро дискомфортным.

  3. Определенные требования к речи окружающих ребенка взрослых

    Так как навык речи формируется у ребенка по подражанию, необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной, могла стать эталоном. Известно, что не только дети, но и подростки, взрослые могут:

- менять звуковой состав слов (пинжак вместо пиджак, похудала вместо похудела и др.

- неправильно ставить ударения в словах (пОняла вместо понялА, созвОнимся вместо созвонИмся, звОнит вместо звонИт и др.);

-путать похожие по звучанию слова (например, генеалогия и гинекология, аутизм и атеизм и пр.);

-употреблять неправильные формы слова (ехай вместо поезжай, лОжить вместо класть, заместо - вместо,) и т. д.

   Однако взрослые, могут осознанно относиться к своей речи и исправлять ошибки. А у малышей усвоение речевых эталонов происходит спонтанно, неосознанно, поэтому существует опасность усвоения неправильного варианта речи, который со временем закрепляется. Кроме того, ребенок копирует другие стороны речи - силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность - в целом манеру говорить. Старайтесь исключить сюсюканье с ребенком.

Учитывая все вышесказанное, необходимо постараться, чтобы речь окружающих ребенка взрослых (старших детей) отвечала следующим требованиям:

  • правильность - речь взрослого должна быть чистой, без речевых нарушений;
  • четкость - слова произносятся четко, часто с утрированной артикуляцией звуков (ребенок должен видеть движения губ взрослого), с выделением ударного слога;
  • простота - взрослый говорит простыми короткими фразами из 2-4 слов;
  • повторяемость - одни и те же слова, словосочетания и предложения взрослый употребляет по несколько раз в течение одного занятия, затем они повторяются на последующих занятиях;
  • богатство - взрослый использует в речи различные интонации, различную силу голоса, меняет темп речи, делает паузы.

4. Постепенное усложнение речевого общения.

   Постепенно в ходе спонтанного развития, а также специальных игр и упражнений уровень речевого общения ребенка развивается и усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Чтобы в полной мере использовать эти новые возможности, необходимо в соответствии с ними менять уровень требований к речи ребенка.

Однако следует помнить об осторожности: требования должны соответствовать уровню развития речи ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их. Часто в семьях встречаются случаи неадекватно заниженных или завышенных требований. В первом случае от ребенка ничего не требуют, все его желания угадываются и немедленно исполняются. Во втором случае к ребенку постоянно пристают с требованиями: «Скажи!», «Повтори!». Нередки ситуации, когда в одной семье присутствуют оба крайних подхода со стороны разных близких (например, папа требует, а бабушка жалеет и опекает). Оба подхода, крайне негативно сказываются на речевом и психофизическом развитии ребенка. 

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать