Звук [р]: когда идти к логопеду

15.10.2023

Когда необходимо корректировать неправильное произношение звука [р], и с какими еще проблемами с произношением сталкиваются дети? 

Часто родители хорошо говорящих детей 3-4 лет озабочены неправильным произношением звуков р, л и их мягких пар при отсутствии других проблем с речью. В таком случае им полезно знать о нормальном времени появления звуков в речи ребёнка, т.е. о развитии звукопроизношения.

Как же формируется звуковая сторона речи ребёнка? Согласно исследованиям Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой и Т.В. Филичевой, «усвоение фонетики в основном определяется речедвигательной сферой и зависит от артикуляционной сложности произносимого звука».

Это означает, что звуки речи появляются у ребёнка в определенном порядке, при этом сначала ребенок овладевает не теми звуками, которые чаще слышит от взрослых, а теми, которые ему легче произносить.
Легче всего детьми усваиваются звуки:

- появляющиеся на базе имеющихся у ребёнка безусловных рефлексов (сосательный рефлекс влияет на формирование губных звуков, таких, как м, п/б, м'/д', н'; глотательный - заднеязычных звуков к, г, х.

- связанные со стабильным «задним» положением корня языка, которое формируется ввиду преимущественного лежания ребёнка на спине (заднеязычные звуки).

- формирующиеся благодаря большему размеру языка по отношению к ротовой полости в сравнении со взрослыми и физиологически более высоким тонусом артикуляционных мышц (мягкие пары звуков).

  • звуки раннего онтогенеза (появляются до 3-х лет) - а, о, у, и, м, п, б, д, н, к, г, х, с, з.
  • звуки среднего онтогенеза (появляются в возрасте 3-4 лет) - звук ы, звук л', также звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости.
  • звуки позднего онтогенеза (появляются в 5-6 лет) - р, р', ш, ж, ч, щ, л, ц.

Важно помнить, что к 5-6 годам все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Обычно проблемы детей связаны с свистящими звуками (с, з и их мягкие варианты), шипящими (ш, ж, щ), аффрикатами (ц,ч) и сонорами (р, л и их мягкие пары).

Родителей чаще всего беспокоит с звук р, с которым мы ждём до 6 лет, если не появился постоянно используемый горловой вариант (картавость). В этом случае при психологической готовности ребёнка его лучше скорректировать пораньше, чтобы неправильное произношение не закреплялось. Чем дольше по времени ребёнок пользуется неправильным вариантом, тем сложнее ему потом перейти на правильный.

В каком возрасте стоит обратиться к логопеду, если у ребёнка проблемы только с произношением? Если вы видите, что к 4-м годам ваш ребёнок неправильно произносит звуки раннего онтогенеза или у него есть неправильно произносимые шипящие, или одни звуки он заменяет другими, смешивает их, то точно стоит проконсультироваться со специалистом. Логопед оценит ситуацию и либо порекомендует сразу начать занятия по исправлению звукопроизношения (при условии психологической готовности ребёнка), либо обучит приёмам работы с ребёнком в домашних условиях. В таких случаях логопеды обычно советуют регулярно делать артикуляционную гимнастику для того, чтобы ребёнок лучше управлял своими речевыми мышцами, что поможет подготовить их к постановке правильного звука.

Также полезным будет развитие мелкой моторики (лепка, рисование, пальчиковые игры), так как зоны, отвечающие за мелкую и артикуляционную моторику, в головном мозге располагаются рядом. Развивая одно - стимулируем и другое. Если же вопросы возникают только по поводу звуков р и л - самое время их исправлять наступает около 5-6 лет. В заключение хотелось бы напомнить о том, что полно и грамотно оценить состояние произношения ребёнка, выявить главную причину проблем может только специалист на очной консультации.

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать