Идеи для создания речевой развивающей среды дома.
СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА
1. В общении с детьми, в своей речи, чаще употребляйте обобщающие слова - понятия: «Поставь обувь на место. Повесь одежду в
шкаф. Давай расставим посуду на столе. Какая посуда нужна для чаепития, для
приготовления обеда? Какой транспорт ты видел на улице?»
2. Важно, чтобы ребенок сам
анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои
собственные мысли, а не запоминал - воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и
морковка - это овощи, а яблоко и груша - фрукты». Лучше сделать так, чтобы
малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
3. Вместе с
ребенком сравнивайте
предметы друг с другом: кастрюлю и сковороду, автобус и троллейбус, чашку и
стакан, сапоги и ботинки, куртку и пальто. Сравнивайте детали, их форму,
размер, цвет, материал, чем они похожи и чем отличаются. И для этого совершенно
не нужно покупать специальные картинки и усаживать ребенка рассматривать их.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание,
восприятие, мышление ребенка.
4. Помните! Развивается то,
что тренируется.
Спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях,
просите рассказать об интересных случаях из его жизни. По дороге в детский сад,
к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с
какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие -
меньше.
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и
понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из
личного опыта. Если ребенку трудно
рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Или
дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит. 5. Комментируйте свои действия при малыше. "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту
сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки.
Клади мыло в мыльницу." Всегда точно называйте все
предметы и действия в своей речи. 6. Малышу необходимо общение
со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре. Организуйте прогулки с ребенком, там где гуляют его сверстники. 7. Сочиняйте сказки. Сначала
ребенку будет трудно придумать сказку. Помогите, используя связки: «Жили-были...
Однажды... Вдруг... Тогда... Один раз...» и т.д. И вы не заметите, как малыш сам начнет
сочинять. 8.Делайте самодельные простейшие
книжки с иллюстрациями и результатами
словесного творчества малыша. 9. Играйте с малышом в загадки. Пусть
малыш придумывает загадки, основанные на сравнении: «Он желтый, как... (ребенок
продолжает - «солнышко»), но не солнышко. Он мягкий, как... (ребенок продолжает -
«вата»), но не вата. Он пищит, как... (ребенок продолжает - «мышка»), но не
мышка. Кто это? (Цыпленок). 10. Играйте с ребенком в
рифмы. «Где ты заинька скакал?» («Маму с папой я искал»). Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы. 11. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку!!! Это только закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант. 12.Если ребенок допускает
ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так - «красныя
платья» вместо «красные платья»), то Вам поможет грамматическая игра. Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь,
головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки,
выделите голосом окончания слов: «КрасивОЕ новОЕ - это платье или футболка? Отгадай!». «КрасивЫЙ новЫЙ - это комбинезон или пальто? (пиджак или
куртка)» 13. Читая ребенку детские
книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения - эпитеты,
сравнения, олицетворения - «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась»,
«туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую». 14.Помните, что с детьми
нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими - более
спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов,
без спешки. 15. Постарайтесь избавиться от
постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно
включенный, как фон телевизор или радио).