Идеи для создания речевой развивающей среды дома.

30.03.2021

СОВЕТЫ ПО СОЗДАНИЮ РЕЧЕВОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОМА

1. В общении с детьми, в своей речи, чаще употребляйте обобщающие слова - понятия: «Поставь обувь на место. Повесь одежду в шкаф. Давай расставим посуду на столе. Какая посуда нужна для чаепития, для приготовления обеда? Какой транспорт ты видел на улице?»
2. Важно, чтобы ребенок сам анализировал, сравнивал, делал выводы и открытия и отражал в своей речи свои собственные мысли, а не запоминал - воспроизводил мысли взрослых.
Например, абсолютно бесполезно заучивать по книге, что «свекла и морковка - это овощи, а яблоко и груша - фрукты». Лучше сделать так, чтобы малыш сам для себя открыл, чем отличаются овощи и фрукты.
3. Вместе с ребенком сравнивайте предметы друг с другом: кастрюлю и сковороду, автобус и троллейбус, чашку и стакан, сапоги и ботинки, куртку и пальто. Сравнивайте детали, их форму, размер, цвет, материал, чем они похожи и чем отличаются. И для этого совершенно не нужно покупать специальные картинки и усаживать ребенка рассматривать их.
Подобные задания развивают не только речь, но и внимание, восприятие, мышление ребенка.
4. Помните! Развивается то, что тренируется.
Спрашивайте ребенка о его планах, переживаниях, просите рассказать об интересных случаях из его жизни. По дороге в детский сад, к бабушке или в гости спросите, чем он хочет заняться, как будет играть, с какими игрушками, какие игрушки ему больше нравятся и почему, а какие - меньше.
Так ребенок будет незаметно учиться последовательно, связно и понятно для собеседника излагать свои мысли и рассказывать о событиях из личного опыта. Если ребенку трудно рассказывать о событии из личного опыта, помогите ему наводящими вопросами. Или дайте начало фразы, а ребенок ее продолжит.                                                                                                                      5. Комментируйте свои действия при малыше. "Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, не в эту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу." Всегда точно называйте все предметы и действия в своей речи.                                 6. Малышу необходимо общение со сверстниками, причем не на занятиях, а в свободной игре. Организуйте прогулки с ребенком, там где гуляют его сверстники.                                                                                                                               7. Сочиняйте сказки. Сначала ребенку будет трудно придумать сказку. Помогите, используя связки: «Жили-были... Однажды... Вдруг... Тогда... Один раз...» и т.д. И вы не заметите, как малыш сам начнет сочинять.           8.Делайте самодельные простейшие книжки с иллюстрациями и результатами словесного творчества малыша.                                                         9. Играйте с малышом в загадки. Пусть малыш придумывает загадки, основанные на сравнении: «Он желтый, как... (ребенок продолжает - «солнышко»), но не солнышко. Он мягкий, как... (ребенок продолжает - «вата»), но не вата. Он пищит, как... (ребенок продолжает - «мышка»), но не мышка. Кто это? (Цыпленок).                                                                                        10. Играйте с ребенком в рифмы. «Где ты заинька скакал?» («Маму с папой я искал»). Это развивает у ребенка языковое чутье, чувство ритма и рифмы.        11. Если ребенок ошибается в каком-то слове, не повторяйте его ошибку!!! Это только закрепит ошибку в его памяти. Вместо этого просто скажите несколько раз правильный вариант.                                                                 12.Если ребенок допускает ошибки в согласовании слов друг с другом (например, говорит так - «красныя платья» вместо «красные платья»), то Вам поможет грамматическая игра. Собираясь на прогулку, рассмотрите одежду, обувь, головные уборы и загадайте загадку о Ваших вещах. Произнося текст загадки, выделите голосом окончания слов: «КрасивОЕ новОЕ - это платье или футболка? Отгадай!». «КрасивЫЙ новЫЙ - это комбинезон или пальто? (пиджак или куртка)»                                                                                                       13. Читая ребенку детские книги, обращайте внимание на интересные, необычные слова и выражения - эпитеты, сравнения, олицетворения - «нос повесил», «змейкой вьется», «вьюга злилась», «туча занавесила небо», «закричал на всю Ивановскую».                                                                   14.Помните, что с детьми нужно говорить совсем не так, как со взрослыми, особенно с маленькими - более спокойно, размеренно, с яркой интонацией, четким произношением слогов и слов, без спешки.                                              15. Постарайтесь избавиться от постоянного шума в квартире (таким негативным шумом может быть постоянно включенный, как фон телевизор или радио).

© 2016 Фиалочка МДОУ Детский сад № 228 г.Ярославль,Россия   
Создано с помощью Webnode
Создайте свой сайт бесплатно! Этот сайт сделан с помощью «Webnode». Создайте свой собственный сайт бесплатно уже сегодня! Начать